Дальше в послании, по тону похожему на сигнал SOS, читаем: «Главный режиссер театра Михаил Салес совершенно не воспринимает критику», а те, кто отважился «защитить достоинство собственное или партнера по сцене, немедленно попадают в черный список, и отныне удел этих людей в труппе – роль статистов».
Беды одного из старейших в России театров возникли, конечно, не сегодня. Но многие из них в письме связываются с последствиями столь странного стиля руководства актерами. Ежедневные стрессы, уменьшение количества премьер, потеря зрителей, снижение доходов... «Создается мнение, – читаем в послании, – что главный режиссер целенаправленно разваливает работу театра, пытаясь во всех своих творческих неудачах и технических «непорядках» обвинить директора Георгия Якубовича Эльнатанова».
Из сорока четырех сезонов своей театральной биографии шестнадцать Эльнатанов директорствует; постановки рыбинцев не раз отмечались на фестивалях, известна и постоянная забота директора о пополнении труппы, по его инициативе Ярославский театральный институт выпустил два курса молодых актеров – часть из них успешно играют на рыбинской сцене. Авторы письма (в нем 59 подписей – это две трети состава театра) убеждены, что талантливый и по праву уважаемый в городе человек, чьи актерские и организаторские способности ни у кого из поклонников Мельпомены сомнений не вызывают, – Георгий Якубович представлен к званию народного артиста России, не случайно стал «неудобным».
Высказанные защитниками директора тревоги, выясняется, вовсе не на пустом месте возникли. Редакции стало известно, что контракт, заключенный с Эльнатановым администрацией Рыбинского муниципального округа до конца 2006 года, продлен, видимо, не будет, тогда как сторонники главрежа намерены обратиться «наверх» с просьбой о наделении Михаила Салеса полномочиями художественного руководителя театра.
Авторы письма, судя по всему, собираются стоять до конца – ждут от властей содействия в продлении контракта с Георгием Эльнатановым. Понять их в этом и можно, и нужно. Лидер театрального Рыбинска полон сил, человек он абсолютно преданный своему делу, и это нормально, что в трудную минуту у него появилась такая дружная группа поддержки. По тону письма чувствуется, что люди возлагают надежду только на помощь губернатора, хотя с правовой точки зрения этот вопрос всецело в компетенции местных властей.
Жизнь показывает, что в подобных холодных войнах редко бывают победители. На памяти у наших читателей печальные примеры, когда Волковский театр и ТЮЗ в конечном счете потеряли своих творческих лидеров Владимира Воронцова и Александра Кузина. Эльнатанов уже заявил, что уйдет из театра, если Салес станет худруком. Очень вероятно, что вслед за ним уйдут и многие актеры, как это было в ТЮЗе после отставки Кузина.
Есть версия, согласно которой у нынешнего конфликта может быть и свой «подтекст», связанный с будущим Рыбинского театра. Эльнатанов – один из самых горячих сторонников восстановления на нынешней Советской площади старого театра, построенного в 1877 году по проекту питерского зодчего Шретера. Здание, ставшее украшением города, в начале прошлого века после пожара разобрали на кирпич.
Три года назад был объявлен конкурс, участвовали авторы из Москвы, СанктПетербурга, Прибалтики. Победил проект Московского товарищества театральных архитекторов – их предложение напоминает театр Шретера. Реализация проекта обойдется в 12 – 15 миллионов долларов, строительство рассчитано на пять лет. Идею поддерживает и ярославский губернатор, создан фонд строительства театра. Неоднократно заявлено, что бюджетные деньги на это строительство тратиться не будут, да и областная Дума такие суммы никогда не утвердит.
«Северный край» уже писал о том, что Рыбинский театр окружен кольцом трущоб и свалок, в стенах появились серьезные трещины. Завлит работает там в одной комнате с завхозом. В зале с пятого ряда плохо слышно актеров – вот что значит, когда за неимением других вариантов театру отдали неприспособленное здание. За кулисами там включают обогреватели, даже когда на улице плюс тридцать. Уйдет Эльнатанов – все останется, как есть. Возможно, когото это порадует. Но только не зрителей.